МРНЦ им. А.Ф. ЦЫБА филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба –
филиал федерального государственного бюджетного учреждения
«Национальный медицинский исследовательский центр радиологии»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(495) 150-11-22
(484) 399-31-30
Сегодня работаем

Заключение РНКРЗ от 2 июля 2013 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по докладу «О разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2025 года»

Российская научная комиссия по радиологической защите на заседании 2 июля 2013 г. рассмотрела доклад «О разработке концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2025 года» доктора технических наук Линге И.И. (ИБРАЭ РАН).

В ходе обсуждения рассматривалось как содержание концепции ФЦП ЯРБ 2, так и состав мероприятий будущей программы. Результаты обсуждения позволяют констатировать следующее.

Разработанный Госкорпорацией «Росатом» проект концепции ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2025 года» (ФЦП ЯРБ 2) учитывает приоритеты и цели государственной политики в области развития атомной отрасли и разработан на основе следующих документов:

Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года);

  • поручение Правительства Российской Федерации от 18.07 2012 № РД-П7-4090;
  • порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская федерация (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594);

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами», ратифицированная Российской Федерацией в 2005 году;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).

ФЦП ЯРБ 2 является логическим продолжением работ, начатых в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 444. В рамках этой программы к 2015 году предусмотрено провести инвентаризацию состояния 270 ядерно- и радиационно опасных объектов, подготовить к выводу из эксплуатации 188 объектов, ликвидировать и вывести из эксплуатации 42 объекта, реабилитировать 1482 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий, создать мощности централизованного хранения и переработки ОЯТ и РАО и начать работы по переводу накопленного ОЯТ на долгосрочное хранение, создать новые объектовые и территориальные АСМРО и объектовые и территориальные аварийные центры.

Сформулированная в концепции цель ФЦП ЯРБ 2 предусматривает «комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации путем создания современных систем по заключительным стадиям жизненного цикла объектов использования атомной энергии, медико-санитарного обеспечения, радиационного мониторинга и аварийного реагирования и ликвидации не менее 20 % накопленных проблем в области обращения с ОЯТ, РАО, вывода из эксплуатации ядерно опасных и радиационно опасных объектов». Указанная формулировка достаточно полно и четко характеризует динамику выполнения работ и в целом соответствует зарубежным аналогам (экологическая программа Управления по охране окружающей среды Минэнерго США, сформированная в 1989 г., Французская программа вывода из эксплуатации и реабилитации объектов ядерного наследия, стартовавшая в 2001 г., программа Управления по выводу из эксплуатации ядерных объектов (Великобритании), созданного в апреле 2005 г.).

Для достижения цели ФЦП ЯРБ 2 предусматривается решить следующие основные задачи:

  • создать современные системы обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов, исключающие перекладывание накопленных проблем ядерного наследия на последующие поколения;
  • модернизировать и расширить системы мониторинга радиационной обстановки, аварийного реагирования и медико-санитарного обеспечения, включая выполнение комплекса работ по развитию и совершенствованию системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно- и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия.

Одним из направлений деятельности в рамках реализации ФЦП на 2016-2025 годы является научно-техническое, методическое и информационно аналитическое обеспечение ядерной и радиационной безопасности, которое предусматривает создание экологически безопасных технологий обращения с ОЯТ и РАО, разработки типовых технологий вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии и генерации вариантов решения проблем ядерного наследия  после 2025 года.

В обоснованно выбранном варианте концепции к 2025 году планируется завершение первого этапа работ по ликвидации всего ядерного наследия и совершенствованию систем мониторинга радиационной обстановки, аварийного реагирования и медико-санитарного обеспечения, который характеризуется следующими состояниями:

  • большая часть накопленного ОЯТ переведена на централизованное хранение, отработаны технологии промышленной переработки основных типов накопленного ОЯТ и переработано около двух третей подлежащего переработке ОЯТ;
  • созданы пункты захоронения РАО всех типов (глубинного и приповерхностных); завершены работы по консервации наиболее опасных приповерхностных водоемов-хранилищ и бассейнов-хранилищ РАО на ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГХК» и ОАО «СХК»; накопленные высокоактивные пульпы оборонных производств (ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «СХК» и ФГУП «ГХК») переведены в безопасные формы, часть накопленных РАО удалена из мест хранения и захоронена;
  • завершены работы по ликвидации и выводу из эксплуатации не менее трети ядерно- и радиационно опасных объектов, начат серийный вывод из эксплуатации таких крупных объектов как промышленные уран-графитовые реакторы и атомные ледоколы;
  • реабилитированы не менее половины радиационно-загрязненных территорий, требующих реабилитации;
    современные системы мониторинга радиационной обстановки, аварийного реагирования и медико-санитарного обеспечения действуют на большинстве (94 %) территорий, находящихся в зонах потенциальной опасности;
  • определены цели, задачи и конечные состояния по всем объектам ядерного наследия и сформирована программа работ по решению проблем ядерного наследия в целом.
  • Ожидаемая результативность предлагаемого концепцией варианта решения проблемы формируется за счет следующих факторов:
  • уменьшения физических объемов и качественного состава ядерного наследия темпами 2 % в год, что соответствует темпам работ государств – участников гонки ядерных вооружений (США, Великобритания, Франция);
  • ввода в эксплуатацию необходимых базовых объектов инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО и перехода к непосредственному захоронению РАО без создания или расширения объектов промежуточного хранения РАО;
  • готовности систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования к минимизации последствий радиационных аварий и инцидентов, в том числе при авариях на ядерно- и радиационно опасных объектах за пределами границ Российской Федерации.

В соответствии с концепцией реализация ФЦП ЯРБ 2 обеспечит решение проблем ядерного наследия на всех ядерно- и радиационно опасных объектах Минпромторга России, Минобрнауки России, ФМБА России, НИЦ «Курчатовский Институт», а также на большинстве предприятий Госкорпорации «Росатом».

На основании результатов рассмотрения и обсуждения доклада, комиссия приняла следующее решение:

  1. Одобрить в целом проект концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2025 года». 
  2. Отметить важность и актуальность продолжения работ по решению проблем ядерного наследия и развитию систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом с безусловным применением принципа социально приемлемого риска.
  3. При разработке перечня мероприятий ФЦП:

    а) предусмотреть комплекс НИОКР и практических работ по:

    • анализу и выработке рекомендаций по снижению облучения населения от природных и медицинских источников;анализу и обобщению доз облучения и радиационных рисков для населения и окружающей среды, как основы для оптимизации практических мероприятий по радиационной защите и гармонизации нормативно-правовой базы с международно признанными подходами (в рамках научно-технического и информационного обеспечения вопросов ядерной и радиационной безопасности);

    б) рассмотреть возможность включения в перечень мероприятий ФЦП ЯРБ 2 работ по подготовке и повышению квалификации кадров и совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ЯРБ.

  4. Рекомендовать Минэкономразвития России, ВПК при Правительстве Российской Федерации, Минфину России поддержать проект концепции ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2025 года», с учетом того, что ФЦП является одним из основных инструментов реализации государственной политики в сфере ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.
Председатель РНКРЗ,
член–корреспондент РАМН
В.К. Иванов